пожалуйста, подождите полной загрузки страницы...

Ханон собственной персоною
 

Из цикла "Тусклые беседы" (Ювенильная тетрадь)

 

13. О ПОЛЬЗЕ ВОСПИТАНИЯ - 2.

    Наше рыночное книгопечатание время от времени угощает нас неожиданными улыбками. О чём я говорю?.. Одну минутку терпения.

    В лавине так называемой коммерческой книгопродукции подчас можно встретить престранные диковинки. Вот, такова, например, свежая книга профессора Арк. Новского "Новое воспитание в свете точных наук". Я сейчас не стану говорить о книге в целом. Она слишком свежа и слишком нова для желтоватой газетной страницы. Но и вовсе замолчать о ней, простите, не смогу. В одной из глав этой книги мы находим слишком важные для нас выводы, специально посвящённые музыкальному воспитанию.

    - Что же там говорится?..

    Чтобы излишне не докучать вашему и так уже утомлённому мозгу, напомню содержание этой главы совсем коротко, в нескольких тезисах. Итак, профессор Нарский смело утверждает, что обучение музыке в раннем возрасте неизбежно вырабатывает у девочек изящную подпрыгивающую на левой ноге походку и расширяет зрачок глаза (что многие мужчины кавказской национальности находят совершенно неотразимым), а у мальчиков, напротив, развивает условные рефлексы и напрочь отбивает тягу к спиртным напиткам и даже алкоголю (что безусловно нравится всем женщинам без разбору). - Таким образом, - подытоживает профессор Б. Вынуграев на стр. 46 упомянутой книги, - раннее обучение музыке увеличивает на 27% вероятность удачного (по случаю) вступления в брак, а также склоняет к своевременному деторождению и дальнейшему кормлению манной кашей.

    Позволю себе, однако, не согласиться с почтенным профессором Н. Драгомиловым. И дело здесь в том, что, к сожалению, далеко не каждая музыка действительно имеет способность расширять зрачок глаза, о чём он совершенно справедливо забывает сказать выше. И если музыка композитора Баха в высшей степени пригодна для этих целей, то этюды Черни, Лешгорна и Мясковского, наоборот, этот самый зрачок сужают. Таким образом, при неверном выборе репертуара мы неизбежно получим отрицательный результат. И тогда не будет уже удачного вступления в брак и своевременного деторождения. Вот что на деле означает невнимание к таким мелочам, как фамилии композиторов! (Здесь, в качестве подтверждения я могу сослаться на убедительные цифры доцента школы имени Мусоргского, В. Куцабеева, который в течение более чем десяти лет неуклонно измерял у своих студентов размеры зрачка и немедленно заносил данные измерений в большой бухгалтерский журнал, который сейчас лежит передо мной на столе).

    Теперь ещё несколько слов по поводу странной подпрыгивающей походки… Господин ординарный профессор в своей книге посвящает этому предмету чуть не три разных главы. Однако, лично я не помню в специальной литературе ни одного авторитетного суждения о том, как именно эта самая подпрыгивающая походка способна повлиять на образ жизни и, что главное, на денежные доходы конкретного гражданина, то есть обладателя походки. Вполне возможно, что эти самые доходы (в денежном выражении, конечно) будут изменяться поступательно день ото дня, или, так сказать, шаг от шага, в зависимости от формы и направления этого пресловутого подпрыгивания. Но выводить прямую, да ещё и прогрессивную зависимость зарплаты (в рублях) от походки, а тем более рисовать красивые восходящие графики и кривые увеличения производительности труда и денежного дохода - увы, это мне кажется уже череcчур мягко надуманным.

    Несколько насторожили (и растрогали) моё сердце выводы уже упомянутого профессора Мырникова В. Б. насчёт музыкального пристрастия к алкоголю. Наш профессор в лучших традициях советской школы прямо с порога походя клеймит всякое увлечение питьём и закуской, и относит его к явлениям совершенно немузыкального характера. И хотя я лично не отношу себя к любителям водки или пива, но вынужден осторожно отметить, что всё-равно против фактов не попрёшь. Всем нам широко и глубоко известны многочисленные примеры сильно пьющих композиторов, таких как УВ, БС, ТБ, ПВ, РГ, ММ, СС, КВ и даже ДЩ, в числе прочих, а также огромного количества мертвецки пьяных пианистов, скрипачей и дирижёров, поминутно падающих за пюпитр. Количество их среди прочих нередко доходит до 83%. Можем ли мы осуждать их, или надеяться на искоренение вековых общенародных традиций? Конечно, нет. И всё это приводит нас к печальному выводу, что тезис об отбивании через музыку тяги к алкоголю работает только в условиях детского, начального образования, с большим трудом пробивает себе дорогу в средней школе, но уже вовсе не действует в системе высшего образования. Пожалуй, именно в этом месте моя статья и заканчивается, в силу объективных причин.

    - Ну как, господа, теперь вы довольны?

   


© Проф. Юр.Ханонъ, май 193, (де 201).  

*   *   *   *

   
вернуться К оглавлению Дальше!
 
НА ГЛАВНУЮ РЕЦЕНЗИИ СТАТЬИ ИНТЕРВЬЮ  ПРОЗА
ПОДЕЛИТЬСЯ
МЫСЛЯМИ

Hosted by uCoz