www.veselago.org - всё, что нужно знать в мире музыки

 

Великие певцы прошлого

 

Этторе Бастьянини
к восьмидесятилетию со дня рождения.
(1922-1967)

    24 сентября 2002 года исполнилось восемьдесят лет со дня рождения замечательного певца, обладателя одного из красивейших голосов XX века Этторе Бастьянини. Россини утверждал, что для того, чтобы быть хорошим певцом нужны всего три вещи: голос, голос и голос. И у Бастьянини были все три! А кроме этого у него были еще музыкальность, огромный темперамент и артистизм. Настоящие ценители оперы никогда не забудут его Жерара из "Андре Шенье", графа Ди Луна из "Трубадура" и Дона Карлоса из "Силы судьбы" - партии, в которых он имел мало соперников и среди современников, и среди предшественников.

Этторе Бастианини

    Этторе Бастьянини родился в Сиене в очень небогатой семье. Он начал свою певческую карьеру как бас в 1945 году в Равенне исполнением партии Коллена в "Богеме" и продолжал выступать как бас еще семь лет, главным образом в провинциальных итальянских театрах. За эти годы он освоился на сцене, приобрел первоначальные актерские навыки и лучше узнал свой голос. 24 апреля 1948 года состоялся его первый, басовый дебют в Ла Скала, где он исполнил партию Тирезия в "Царе Эдипе" Стравинского. К концу этого периода произошли существенные изменения в тембре его голоса, которые были очевидны и ему самому и его друзьям. Он стал гораздо удобнее себя чувствовать в партиях с более высокой тесситурой, чем раньше. Однако Бастьянини долго не отваживался перейти из басов в баритоны. Решающим стало начало 1951 года, когда педагог по вокалу Руччиана Бертарини, с которой он готовил партию Падре Гуардиано из "Силы Судьбы" убедила его в том, что он обладает настоящим баритональным голосом самого высокого класса.

    После этого он ушел со сцены на семь месяцев, чтобы вернуться на нее уже как баритон 17 января 1952 года в Сиене в партии Жоржа Жермона. Вначале прием у публики не был ошеломляющим, но с каждым новым выступлением, по мере того как Бастьянини осваивался с новым репертуаром, публика принимала его все болееБастианини в роли дона Карлоса тепло. Настоящий успех пришел к певцу в том же 1952 году во Флоренции в партии Елецкого в "Пиковой даме", где вместе с ним выступали Сена Юринац (Лиза) и Джанна Педерцини (Графиня). После этого последовали выступления в операх "Севильский цирюльник", "Плащ", "Лючия ди Ламмермур" с певцами первого ряда, в числе которых были Мария Каллас и Джакомо Лаури-Вольпи. Следующим важным этапом в карьере Бастьянини стало выступление в партии Андрея Болконского в 1953 году в западной премьере оперы Прокофьева "Война и мир" на фестивале Флорентийский музыкальный май. В этом спектакле, который был, к счастью, записан на пластинки, также принимали участие Розанна Картери, Федора Барбьери и Франко Корелли.

   После этого карьера Бастьянини стала развиваться просто невиданными темпами: успешные дебюты в крупнейших театрах Европы, дебют в Метрополитен в партии Жоржа Жермона и, наконец, его второй, уже баритоновый дебют в Ла Скала в 1954 году в партии Евгения Онегина. К сожалению, этот замечательный спектакль в котором участвовали также Рената Тебальди (Татьяна) и Джузеппе ди Стефано (Ленский) оказался не зафиксированным в грамзаписи. Теперь Бастьянини прочно утвердил себя наДи Луна сценах Италии и Европы, и его дальнейшая карьера развивалась от успеха к успеху.

    Среди наиболее важных событий в карьере певца отметим участие в незабываемых спектаклях, многие из которых были записаны:
28 мая 1955 года - участие в исторической постановке "Травиаты" дирижером К-М. Джулини и режиссером Л. Висконти, где Бастьянини пел вместе с Каллас и ди Стефано;
25 июня 1957 года - "Эрнани", спектакль фестиваля Флорентийский музыкальный май, в котором принимали участие Анита Черкветти, Марио дель Монако и Борис Христов. За пультом стоял Димитри Митропулос;
7 декабря 1957 года - триумфальное открытие сезона в Ла Скала оперой "Бал-маскарад", в которой принимали участие Мария Каллас, Джузеппе ди Стефано и Джульетта Симионато;
15 марта 1958 года - участие в знаменитой постановке "Силы Судьбы" в Неаполе, где партнерами Бастьянини были Рената Тебальди, Франко Корелли и Борис Христов;
26 июля 1958 года - дебют на Зальцбургском фестивале в опере "Дон Карлос" вместе с Сеной Юринац, Эудженио Фернанди и Джульеттой Симионато. Дирижировал Герберт фон Караян.
7 декабря 1960 года - историческое возвращение Каллас в Ла Скала в "Полиевкте" Доницетти, исполненном вместе с Корелли и Бастьянини.

   Не буду перечислять все выдающиеся спектакли с участием Бастьянини, простое перечисление которых, с упоминанием всех участвовавших в них звезд, вызывает приступы "белой зависти" у каждого меломана.

   Осенью 1962 года в Чикаго Этторе Бастьянини был поставлен страшный диагноз - рак горла. Он спел еще партию графа Ди Луна на открытии сезона в Ла Скала в опере "Трубадур" и исчез со сцены на несколько в роли Родригомесяцев, как было объявлено - "для отдыха". Существует множество легенд о том, что певец якобы отказался от операции, которая могла бы спасти его жизнь, чтобы не лишиться голоса, но факты говорят об обратном. Пока была надежда на выздоровление, Бастьянини упорно лечился, в том числе с помощью облучения и кобальтовой терапии в клинике в Берне, что тут же сказалось на его голосе, изменения в котором стали совершенно очевидны со второй половины 1963 года. Судьбе было угодно, чтобы последний раз певец выступил на сцене 11 декабря 1965 года в Метрополитен в партии Родриго в опере "Дон Карлос", в партии, которая заканчивается смертью героя и его последней прекрасной арией "Io morro".

    Певец не хотел, чтобы о его болезни было объявлено публично (о ней стало известно только после его смерти), он вел борьбу с недугом практически в одиночку. О его несчастии знали только члены его семьи и ближайшие друзья Франко и Лоретта Корелли, которые единственные навещали его в последний, самый страшный год жизни певца, который он провел почти в уединении в своем поместье под Сиеной со своей собакой.

Этторе Бастьянини скончался 25 января 1967 года и был похоронен в Сиене, где его именем названа одна из улиц.

   ...Когда мы говорим о действительно выдающемся певце, то вспоминаем те партии, которые как бы к нему приросли, которые стали его эмблемой. Для Бастьянини такими партиями были партии в операх Верди - особенно в "Силе Судьбы" и "Трубадуре", хотя певец с успехом выступал и в операх бельканто, где демонстрировал неожиданно хорошую для такого крупного голоса колоратурную технику, и в веристских операх, в одной из которых - "Андре Шенье" - он создал незабываемый образ Карло Жерара. В этой партии он, пожалуй, не имеет себе равных, а его исполнение арии "Nemico della Patria" навсегда останется лучшим памятником певцу.

    Чем больше проходит времени со дня смерти этого выдающегося певца, тем более становится ясной вся уникальность этого человека в истории оперы XX века. Даже если бы у него был только его голос - этот голос, который так до конца и не стал баритоном. Голос, у которого всегда оставались эти глубокие бархатные басовые низы, неповрежденные до самых последних его выступлений, замечательные верха - вспомним его потрясающие ля-бемоли в "Полиевкте" и "Риголетто". Но у него была еще и неповторимая, благороднейшая фразировка, фразировка настоящего Гранд-Сеньора, которая так подходила к партиям Родриго, Дона Карлоса ди Варгаса и графа ди Луна, которая придавала им странное обаяние. Я пишу "неповторимая фразировка", а мне тут же могут возразить, что эта фразировку уже всю растащили по кусочкам. Тем не менее именно попытки повторить ее показывают все ее неповторимость и делают эпигонов смешными и безвкусными. Можно много говорить о музыкальности певца, о его умении слушать партнеров, о его способности создавать образ исключительно вокальными средствами, но может быть лучший способ почтить память великого артиста и мужественного человека - это поставить еще раз диск с записью любимого голоса и в который раз услышать "Il ballen del tuo sorriso…"

© Ольга Гурова,, 2002

При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить автора в известность.

Как всегда (ну, почти "как всегда"), мы представляем вам возможность не только прочесть о певце, но и кое-что послушать...

"Il cavallo scalpita"
(Mascagni, Cavalleria rusticana)
"Urna fatale"
(Verdi, La forza del Destino)
"Cortigiani, vil razza dannata"
(Verdi, Rigoletto)
"O Carlo, ascolta..."
(Verdi, Don Carlo)

НА ГЛАВНУЮ

Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов Каталог Ресурсов Интернет Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100

Hosted by uCoz