Великие певцы прошлого
Этторе Бастьянини родился в Сиене в очень небогатой семье. Он начал свою певческую карьеру как бас в 1945 году в Равенне исполнением партии Коллена в "Богеме" и продолжал выступать как бас еще семь лет, главным образом в провинциальных итальянских театрах. За эти годы он освоился на сцене, приобрел первоначальные актерские навыки и лучше узнал свой голос. 24 апреля 1948 года состоялся его первый, басовый дебют в Ла Скала, где он исполнил партию Тирезия в "Царе Эдипе" Стравинского. К концу этого периода произошли существенные изменения в тембре его голоса, которые были очевидны и ему самому и его друзьям. Он стал гораздо удобнее себя чувствовать в партиях с более высокой тесситурой, чем раньше. Однако Бастьянини долго не отваживался перейти из басов в баритоны. Решающим стало начало 1951 года, когда педагог по вокалу Руччиана Бертарини, с которой он готовил партию Падре Гуардиано из "Силы Судьбы" убедила его в том, что он обладает настоящим баритональным голосом самого высокого класса. После этого он ушел со сцены на семь месяцев, чтобы вернуться на нее уже как баритон 17 января 1952 года в Сиене в партии Жоржа Жермона. Вначале прием у публики не был ошеломляющим, но с каждым новым выступлением, по мере того как Бастьянини осваивался с новым репертуаром, публика принимала его все более тепло. Настоящий успех пришел к певцу в том же 1952 году во Флоренции в партии Елецкого в "Пиковой даме", где вместе с ним выступали Сена Юринац (Лиза) и Джанна Педерцини (Графиня). После этого последовали выступления в операх "Севильский цирюльник", "Плащ", "Лючия ди Ламмермур" с певцами первого ряда, в числе которых были Мария Каллас и Джакомо Лаури-Вольпи. Следующим важным этапом в карьере Бастьянини стало выступление в партии Андрея Болконского в 1953 году в западной премьере оперы Прокофьева "Война и мир" на фестивале Флорентийский музыкальный май. В этом спектакле, который был, к счастью, записан на пластинки, также принимали участие Розанна Картери, Федора Барбьери и Франко Корелли. После этого карьера Бастьянини стала развиваться просто невиданными темпами: успешные дебюты в крупнейших театрах Европы, дебют в Метрополитен в партии Жоржа Жермона и, наконец, его второй, уже баритоновый дебют в Ла Скала в 1954 году в партии Евгения Онегина. К сожалению, этот замечательный спектакль в котором участвовали также Рената Тебальди (Татьяна) и Джузеппе ди Стефано (Ленский) оказался не зафиксированным в грамзаписи. Теперь Бастьянини прочно утвердил себя на сценах Италии и Европы, и его дальнейшая карьера развивалась от успеха к успеху.
Среди наиболее важных событий в карьере певца отметим участие в незабываемых спектаклях, многие из которых были записаны: Не буду перечислять все выдающиеся спектакли с участием Бастьянини, простое перечисление которых, с упоминанием всех участвовавших в них звезд, вызывает приступы "белой зависти" у каждого меломана. Осенью 1962 года в Чикаго Этторе Бастьянини был поставлен страшный диагноз - рак горла. Он спел еще партию графа Ди Луна на открытии сезона в Ла Скала в опере "Трубадур" и исчез со сцены на несколько месяцев, как было объявлено - "для отдыха". Существует множество легенд о том, что певец якобы отказался от операции, которая могла бы спасти его жизнь, чтобы не лишиться голоса, но факты говорят об обратном. Пока была надежда на выздоровление, Бастьянини упорно лечился, в том числе с помощью облучения и кобальтовой терапии в клинике в Берне, что тут же сказалось на его голосе, изменения в котором стали совершенно очевидны со второй половины 1963 года. Судьбе было угодно, чтобы последний раз певец выступил на сцене 11 декабря 1965 года в Метрополитен в партии Родриго в опере "Дон Карлос", в партии, которая заканчивается смертью героя и его последней прекрасной арией "Io morro". Певец не хотел, чтобы о его болезни было объявлено публично (о ней стало известно только после его смерти), он вел борьбу с недугом практически в одиночку. О его несчастии знали только члены его семьи и ближайшие друзья Франко и Лоретта Корелли, которые единственные навещали его в последний, самый страшный год жизни певца, который он провел почти в уединении в своем поместье под Сиеной со своей собакой. Этторе Бастьянини скончался 25 января 1967 года и был похоронен в Сиене, где его именем названа одна из улиц. ...Когда мы говорим о действительно выдающемся певце, то вспоминаем те партии, которые как бы к нему приросли, которые стали его эмблемой. Для Бастьянини такими партиями были партии в операх Верди - особенно в "Силе Судьбы" и "Трубадуре", хотя певец с успехом выступал и в операх бельканто, где демонстрировал неожиданно хорошую для такого крупного голоса колоратурную технику, и в веристских операх, в одной из которых - "Андре Шенье" - он создал незабываемый образ Карло Жерара. В этой партии он, пожалуй, не имеет себе равных, а его исполнение арии "Nemico della Patria" навсегда останется лучшим памятником певцу. Чем больше проходит времени со дня смерти этого выдающегося певца, тем более становится ясной вся уникальность этого человека в истории оперы XX века. Даже если бы у него был только его голос - этот голос, который так до конца и не стал баритоном. Голос, у которого всегда оставались эти глубокие бархатные басовые низы, неповрежденные до самых последних его выступлений, замечательные верха - вспомним его потрясающие ля-бемоли в "Полиевкте" и "Риголетто". Но у него была еще и неповторимая, благороднейшая фразировка, фразировка настоящего Гранд-Сеньора, которая так подходила к партиям Родриго, Дона Карлоса ди Варгаса и графа ди Луна, которая придавала им странное обаяние. Я пишу "неповторимая фразировка", а мне тут же могут возразить, что эта фразировку уже всю растащили по кусочкам. Тем не менее именно попытки повторить ее показывают все ее неповторимость и делают эпигонов смешными и безвкусными. Можно много говорить о музыкальности певца, о его умении слушать партнеров, о его способности создавать образ исключительно вокальными средствами, но может быть лучший способ почтить память великого артиста и мужественного человека - это поставить еще раз диск с записью любимого голоса и в который раз услышать "Il ballen del tuo sorriso…" © Ольга Гурова,, 2002 При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить автора в известность.
|