www.veselago.org - всё, что нужно знать в мире музыки

 

Великие певцы прошлого

 

Джузеппе Ди Стефано

    Буквально идолизированный горячими поклонниками и не менее горячо критикуемый противниками, Джузеппе Ди Стефано, бесспорно, остаётся одним из самых ярких вокальных феноменов всё ещё "нашего времени" - но, увы, не только минувшего столетия, но и канувшего в Лету "золотого века" оперы.

Джузеппе Ди Стефано, как ни странно...

    Этот певец, вне всякого сомнения, воплотил все качества, необходимые выдающемуся оперному артисту: удивительно красивый и ярко индивидуальный тембр голоса; свою собственную, далёкую от оперных штампов, трактовку каждого из воплощённых им героев; прекрасную сценическую внешность; театральную, артистическую сущность натуры - при этом иногда, скажем так, он не был лишён и тех "артистических выходок", до которых так жадны обыватели и бульварная пресса.

    Тем не менее, Ди Стефано являл собой настоящий образ итальянского тенора "без страха и упрёка", и популярность его как в Италии, так и во всём мире выросла быстро, бурно и неумолимо, как снежная лавина. Буквально через несколько месяцев после своего официального дебюта в 1946 году в Реджио Эмилия ("Манон"), он тут же спел Де Грие и партию Герцога ("Риголетто") в Барселоне. Не прошло и двух лет, как Джузеппе стал фаворитом в Метрополитен Опера, Мехико и Рио-де-Жанейро. Уже в 1947 году он с шумным успехом дебютирует в Ла Скала - вновь в партии Де Грие. Ди Стефано вернулся в Ла Скала в 1952 году, с этого времени выступая там подряд в течение девяти лет. Более того, в свои последние сезоны в Скала Ди Стефано выступал там в достаточно нехарактерных для него операх: в "Риенци", например, или в "Коронации Поппеи". Более того, последним его оперным дебютом стала роль императора Альтоума в "Турандот". Карьера Ди Стефано, по любым меркам, была довольно недолгой, но чрезвычайно яркой, подобно полёту метеорита: его великолепие и артистические достоинства, как блистательного партнёра Марии Каллас, не оспаривают даже те суровые критики, которые склонны сводить сценическую биографию Ди Стефано к пяти - шести годам.

    Широко бытует мнение, что Джузеппе был "самоучкой" (похожие высказывания, впрочем, часто звучат и в адрес Каллас, и в адрес Шаляпина) - что, разумеется, не соответствует действительности - хотя понятно, что слухам этим во многом способствовали и яркий природный талант, и "от Бога" данный голос. Мне, например, неоднократно приходилось слышать, что-де Туллио Серафин "подобрал парня" прямо с рыбачьей лодки, где тот распевал неаполитанские песни. Конечно, красивая легенда. Тем не менее, Пиппо (как уменьшительно звали Джузеппе не только члены семьи, но и многочисленные армии поклонников), оставив родной дом в Мотта Санта Анастасия, направился в Милан - где учился у Адриано Токкио, затем - у знаменитого баритона Луиджи Монтесанто - взяв, кроме этого, несколько уроков у великого Мариано Стабиле. Тем не менее, ему никогда не приходилось работать над своим блестящим, ровным тембром и тем, что не вызывало протеста даже у его строжайших критиков - великолепной, ясной дикцией.

   В восемнадцать лет он выигралДжузеппе Ди Стефано первый приз на вокальном конкурсе в Ла Скала, выступив под псевдонимом Нино Флорио; но это было в 1943 году, и вскоре Ди Стефано вынужден бежать от войны в Швейцарию. В лагере для интернированных, однако, его голос был услышан армейским капелланом, который и представил певца Эдуарду Мозеру - артистическому директору радио Лозанны.

    Таким образом и началась короткая, но достаточно важная в жизни певца "предварительная карьера": с января 1944 года до августа 1945 Ди Стефано стал знаменитостью и любимцем многих радиослушателей в Швейцарии. Именно в этот период он выступил в радиопостановках "Дон Паскуале" и "Il Tabarro" (опере, в которой больше никогда в жизни не выступал). Однако главной его работой на радио были исполнения арий и песен под фортепианный аккомпанемент. Спустя несколько лет он записал этот репертуар для HMV (вновь под сценическим именем Нино Флорио) - запись была восторженно встречена критикой и публикой.

    Позже пришла мировая слава; позже Ди Стефано пел - с большим или меньшим успехом - такие разные и драматические партии, как Альваро, Радамес, Манрико, Туридду или Калаф.

    Однако записи, представленные на этой странице, представляют голос и натуру певца еще до наступления его мировой славы; до вовлечения его в мировой "оперный бизнес". Где-то, возможно, им не хватает лоска "мировой звезды"; но во многом, мне кажется, они открывают как удивительную душу артиста, так и удивительную свежесть его волшебного голоса - звучание которого можно сравнить, пусть несколько возвышенно - со свежераскрывшимся цветком. Всё обаяние молодого тенора, ещё не вкусившего мировых триумфов, отчётливо слышно, невзирая на явное техническое несовершенство записи. Послушайте - может быть, вам понравится?

   

© Кирилл Веселаго, 2002

При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить автора в известность.


Купить диск, не отходя от компьютера!

...или послушать бесплатно:

"E'la solita storia del pastore"
(Cilea, L'Arlesiana)
"E lucevan le stelle"
(Puccini, Tosca)
"Che gelida manina"
(Puccini, La bohème)
"Una furtiva lacrima"
(Donizetti, L'elisir d'amore)
Sogno
(Massenet, Manon)
"Mi par d'udir ancora"
(Bizet, I pescatori di perle)
"Porquoi me réveiller"
(Massenet, Werther)
Elegie
(Massenet)

Дискография
Джузеппе Ди Стефано


Насуслить "мыло" ;-)

НАВЕРХ

НА ГЛАВНУЮ

МУЗЫКА ИНТЕРВЬЮ РЕЦЕНЗИИ РАЗНОЕ... ПРОЗА

Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов Каталог Интернет ресурсов Каталог Ресурсов Интернет Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100

Hosted by uCoz