Великие певцы прошлого
Этот певец, вне всякого сомнения, воплотил все качества, необходимые выдающемуся оперному артисту: удивительно красивый и ярко индивидуальный тембр голоса; свою собственную, далёкую от оперных штампов, трактовку каждого из воплощённых им героев; прекрасную сценическую внешность; театральную, артистическую сущность натуры - при этом иногда, скажем так, он не был лишён и тех "артистических выходок", до которых так жадны обыватели и бульварная пресса. Тем не менее, Ди Стефано являл собой настоящий образ итальянского тенора "без страха и упрёка", и популярность его как в Италии, так и во всём мире выросла быстро, бурно и неумолимо, как снежная лавина. Буквально через несколько месяцев после своего официального дебюта в 1946 году в Реджио Эмилия ("Манон"), он тут же спел Де Грие и партию Герцога ("Риголетто") в Барселоне. Не прошло и двух лет, как Джузеппе стал фаворитом в Метрополитен Опера, Мехико и Рио-де-Жанейро. Уже в 1947 году он с шумным успехом дебютирует в Ла Скала - вновь в партии Де Грие. Ди Стефано вернулся в Ла Скала в 1952 году, с этого времени выступая там подряд в течение девяти лет. Более того, в свои последние сезоны в Скала Ди Стефано выступал там в достаточно нехарактерных для него операх: в "Риенци", например, или в "Коронации Поппеи". Более того, последним его оперным дебютом стала роль императора Альтоума в "Турандот". Карьера Ди Стефано, по любым меркам, была довольно недолгой, но чрезвычайно яркой, подобно полёту метеорита: его великолепие и артистические достоинства, как блистательного партнёра Марии Каллас, не оспаривают даже те суровые критики, которые склонны сводить сценическую биографию Ди Стефано к пяти - шести годам. Широко бытует мнение, что Джузеппе был "самоучкой" (похожие высказывания, впрочем, часто звучат и в адрес Каллас, и в адрес Шаляпина) - что, разумеется, не соответствует действительности - хотя понятно, что слухам этим во многом способствовали и яркий природный талант, и "от Бога" данный голос. Мне, например, неоднократно приходилось слышать, что-де Туллио Серафин "подобрал парня" прямо с рыбачьей лодки, где тот распевал неаполитанские песни. Конечно, красивая легенда. Тем не менее, Пиппо (как уменьшительно звали Джузеппе не только члены семьи, но и многочисленные армии поклонников), оставив родной дом в Мотта Санта Анастасия, направился в Милан - где учился у Адриано Токкио, затем - у знаменитого баритона Луиджи Монтесанто - взяв, кроме этого, несколько уроков у великого Мариано Стабиле. Тем не менее, ему никогда не приходилось работать над своим блестящим, ровным тембром и тем, что не вызывало протеста даже у его строжайших критиков - великолепной, ясной дикцией. В восемнадцать лет он выиграл первый приз на вокальном конкурсе в Ла Скала, выступив под псевдонимом Нино Флорио; но это было в 1943 году, и вскоре Ди Стефано вынужден бежать от войны в Швейцарию. В лагере для интернированных, однако, его голос был услышан армейским капелланом, который и представил певца Эдуарду Мозеру - артистическому директору радио Лозанны. Таким образом и началась короткая, но достаточно важная в жизни певца "предварительная карьера": с января 1944 года до августа 1945 Ди Стефано стал знаменитостью и любимцем многих радиослушателей в Швейцарии. Именно в этот период он выступил в радиопостановках "Дон Паскуале" и "Il Tabarro" (опере, в которой больше никогда в жизни не выступал). Однако главной его работой на радио были исполнения арий и песен под фортепианный аккомпанемент. Спустя несколько лет он записал этот репертуар для HMV (вновь под сценическим именем Нино Флорио) - запись была восторженно встречена критикой и публикой. Позже пришла мировая слава; позже Ди Стефано пел - с большим или меньшим успехом - такие разные и драматические партии, как Альваро, Радамес, Манрико, Туридду или Калаф. Однако записи, представленные на этой странице, представляют голос и натуру певца еще до наступления его мировой славы; до вовлечения его в мировой "оперный бизнес". Где-то, возможно, им не хватает лоска "мировой звезды"; но во многом, мне кажется, они открывают как удивительную душу артиста, так и удивительную свежесть его волшебного голоса - звучание которого можно сравнить, пусть несколько возвышенно - со свежераскрывшимся цветком. Всё обаяние молодого тенора, ещё не вкусившего мировых триумфов, отчётливо слышно, невзирая на явное техническое несовершенство записи. Послушайте - может быть, вам понравится?
© Кирилл Веселаго, 2002 При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить автора в известность. Купить диск, не отходя от компьютера!
Джузеппе Ди Стефано
|