Конечно,
этот некролог выйдет с неизбежным опозданием – но здесь не в счёт
"оперативное время" по случаю кончины очередного вождя, или, что (увы!) куда чаще
нынче – очередного заказного
убийства... Десятого сентября, на 71-ом году жизни, в Мадриде
скончался Альфредо Краус – возможно, самый благородный и
утончённый артист среди теноров нашего века. Вокруг него, на
сцене и в жизни, никогда не возникало животных страстей; этакой
«теноромании»; он никогда не покупался на сулящий немалые
прибыли стиль жизни «в самолёте», когда артист, оглушённый
перелётом и сменой часовых поясов, спешит на сцену за деньгами и
успехом, плохо соображая, где он, и что за оперу предстоит петь...
Невозможно было бы найти его имя в колонках слухов «жёлтой
прессы» – и, в отличие от втянутых в коммерческие коллизии «трёх
теноров», имя Крауса вряд ли было известно рядовому прохожему.
Артист, избегавший в своих работах «примочек» и штампов,
нацеленных на дешёвый успех, будучи персоной «широко
известной в узких кругах», никогда не был масс-медийным идолом.
Человек прекрасного ума, одарённый великолепным лирическим
тенором, он всегда оставался « певцом для знатоков». Он прекрасно
знал, как использовать свои вокальные данные в своём амплуа, и
как важно избегать ролей, которые могут вызвать переутомление и
износ голоса – и именно этим, скорее всего, объясняется
удивительная продолжительность его певческой карьеры. За то
время, что Краус пел на сцене, многие тенора пришли – …и ушли
безвозвратно. До тех пор, пока рак поджелудочной железы не унёс
из жизни этого артиста, казалось – Краус будет петь вечно.
Альфредо был непревзойдённым графом Альмавива; великолепным,
нежно-виртуозным Оттавио в «Дон Джованни»;
ласково-стремительным Эрнесто в «Любовном напитке»; он был
великолепен и незаменим для многих меломанов в «Фаусте»,
«Дочери полка», «Лючии де Ламмермур», «Травиате» или
«Манон». Краус выступал с Марией Каллас, с Джоан Сазерленд;
он пел в Ла Скала и Метрополитен… У тех, кому
посчастливилось встречаться с Альфредо Краусом в реальной
жизни, он никогда не оставлял в воспоминаниях хоть какого-то
противоречия с многочисленными воплощениями своих
сценических героев: всегда подтянутый, ведущий себя в
исключительно джентльменском стиле, он был исполнен того
благородства и безупречных манер, которые сегодня с трудом
увидишь у отпрысков королевских родов… Всю свою жизнь
Альфредо Краус служил искусству оперы; служил преданно
и благородно – хочется верить, что он проживёт ещё очень долгую
жизнь в сердцах верных
поклонников оперного жанра.
|