рецензии - наши и "не наши"... Русская ярость в царстве "Отелло"Энтони Томмазини, "Нью-Йорк Таймс", 12 марта 2003 года.Предполагается, что начало оперы Верди "Отелло", рисующее свирепый шторм, обрушивающийся на порт Кипра, должно приводить в ужас. И это было действительно ужасающе вечером в понедельник, когда дирижёр Валерий Гергиев начал первый "Отелло" нынешнего сезона в Метрополитен Опeра, данный в реалистической постановке Элии Мошински 1994 года. Однако во многом этот ужас исходил от трепета оркестра, в то время, как одержимый мистер Гергиев неумолимо гнал темпы, добиваясь от музыкантов максимального и бешеного звучания. Ещё этот ужас исходил от не на шутку обеспокоенных лиц хористов: им надо бы изображать киприотских граждан, с тревогой наблюдающих за кораблём Отелло в бурном море, но на деле они были встревожены только одним - удастся ли им вступить и продержаться вместе с их, по-видимому, не на шутку одержимым дирижёром?
По всем параметрам мистер Гергиев - музыкант, работающий за счёт мощных инстинктов и интуиции. Но его уникальной, идиосинкратической дирижёрской технике следовать очень нелегко. Когда он работает с коллективами, привыкшими к его манере - особенно его оперой и балетом имени Кирова в Санкт-Петербурге - то он способен на поразительные выступления. Однако он является главным приглашённым дирижёром в Мет с 1997 года, и хор и оркестр компании всё ещё не привыкли к его странным манерам. Стоит помнить при этом, что за долгое время они привыкли к Джимми Ливайну, чья дирижёрская техника просто безупречна.
В состав вошли два "столпа", что подпирают Киров-оперу: могучий тенор Владимир Галузин в роли Отелло и обладающий грудным баритоном Николай Путилин - Яго. Во времена, когда знатоки оперы всерьёз обеспокоены, что характерные вокальные национальные черты смешались в неопределённое интернациональное сходство, упомянутое обстоятельство сулило "Отелло" с ярким русским "штампом". Неровность и непостоянство были "фирменным знаком" Отелло мистера Галузина. Он обладает удивительо мощным голосом с типичным для русских лёгким посылом "в нос"; но голос этот постоянно пытался выйти из-под контроля. Его волнующее "Esultate!" прогремело на весь театр, в каждом уголке. Но его фразы легато были неровны и прерывисты. А где было внушительное достоинство, которое должен бы иметь увенчанный славой воитель? На сцене его Отелло непрерывно подёргивался, постоянно на грани эпилептического припадка, который, в конце концов, и случается с ним в финале третьего акта. Хотя митер Путилин тоже имеет здоровый голос, ему удалось принести в образ Яго больше лирицизма - хотя он был очень "негнущийся, деревянный" Яго и его вокал, подобно Галузину, выглядел на пределе возможностей и вызывал ощущение неудобства. © Перевод Кирилла Веселаго, 2003
|