"Сорока на хвосте принесла" (В. И. Ленин)
(Пётр Каминский о "Князе Игоре" в Национальной Опере Рейна - Страсбург) Последние оперные премьеры в Страсбурге, как тиски, выдавливают безотчётную тревогу: кажется, что постановки опер в наши дни обречены на незавидную альтернативу - либо дирижёры, помимо своего основного занятия, попутно импровизируют в роли режиссёра-постановщика, либо в дело решительно вступают священнослужители "Regie-Theater". Альфред Кирхнер, видимо, чересчур нагляделся "Гладиатора": действие "его Игоря" разворачивается на арене цирка, который в первом и последнем актах трансформируется в Кремлёвскую (прим. перев: так в оригинале; мы её кличем Красная, конечно) площадь, заполненную бомжами и панками, вооружёнными отвратительно воющими трещотками. Что же до самого "народа", то он, распластанный вдоль Кремлёвских стен, образует громадную очередь, подобно увековеченной Ахматовой в своём Реквиеме. Нет недостатка ни в русских заключённых с приспущенными штанами, ни в парочке рабов, совершенно голых, ни даже в пятнах крови на белых одеждах девственницы, изнасилованной по прямому указанию Галицкого. Разве что сама мизансцена изнасилования не была продемонстрирована во всех деталях. Действию ассистируют декорации - невнятно размалёванные, похоже, на скорую руку на углу столика какого-нибудь вагона-ресторана, и столь же убого и халтурно собранные (певцы бъются о Кремлёвские стены в тщетных поисках выхода, аксессуары валятся, и даже задуманный салют не подготовлен как следует). И как вам описать "Половецкие пляски", доверенные хореографом Альфредом Крезником шести "брейк-дансерам" (которым можно аплодировать денно-нощно в переходах парижского Les Halles, заметим, без участия какого-либо хореографа), четырём грустным бодибилдерам средних лет и одной "мажоретке"? Никакого спасения этому действу не приходит и из оркестровой ямы, так как тщедушный дирижёр Кристиан Арминг, своим безвольным и эпизодическим дирижированием, оставляет партитуру полностью нереализованной. Остаются солисты: оставим в стороне глухое "замогильное" пение Эллен Рабинер в роли Кончаковны и упомянем лишь тех, кто явно заслуживал лучшего спектакля. Эдуард Тумагян (благородный и музыкальный Игорь), Елена Евсеева (Ярославна с богатым и чувственным голосом), Андрей Дунаев (по своему тембру и манере исполнения словно воскрешающий замечательные традиции русских лирических теноров), а также два превосходных баса: Константин Горный (Галицкий) и Фёдор Кузнецов (Кончак). И да простят нам читатели и слушатели столь озлобленную рецензию, так как во имя них-то мы и остервеняемся: не они ли оказываются одураченными в первую очередь? (журнал "Diapazon", N494 Juillet-Aout 2002 - avtor Piotr Kaminski.) © Alexander Smyrnoff, перевод При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить автора в известность.
|