www.veselago.org - певцы прошлого и современности


Генрих ШЛУСНУС


   Когда шестнадцатилетний Генрих Шлуснус бесследно исчез со своего первого в жизни рабочего места (помощника почтальона в Кобленце), было ясно, что через пару дней он объявится в родительском доме в Браубахе. В этом живописном провинциальном городке, расположенном на берегах Рейна, он и родился шестого августа 1888 года; там прошли его детство и юность. Красивейшие пригороды, природа, по его же собственному признанию, многое дали его характеру и мироощущению того, что он потом воплощал в немецких Lieder. От отца из Восточной Пруссии Шлуснус унаследовал определённую серьёзность и незыблемую этику по отношению к работе; от матери - типичной "рейнляндерин" - ему достались некоторое легкомыслие, весёлость натуры и способность радоваться жизни.

    Матери Шлуснуса не потребовалось много времени, чтобы уговорить сына вернуться к работе: он был младшим, восьмым сыном в семье, которая едва-едва сводила концы с концами. На почте ему милостиво разрешили вернуться к работе, и даже спустя какое-то время, в награду за прилежание и хорошую работу, отправили "на повышение" во Франкфурт-на-Майне. Именно в этом городе Шлуснус впервые встретил вокального педагога и обнаружил такую страсть к пению, что его работодатель даже одарил годовым отпуском для развития его таланта.

    Генрих ШлуснусПокровительство богатой семьи позволило ему продолжить вокальные занятия, и вскоре - первого января 1914 года - последовал его оперный дебют в роли Геральда ("Лоэнгрин" Вагнера). Успех был коротким: началась Первая Мировая война, и в августе этого года Шлуснус был призван в армию. Спустя всего восемьдесят дней после призыва он был серьёзно ранен в лёгкое - и всё время, что он провёл в больничной койке военного госпиталя, в нём всё настойчивее и увереннее крепла решимость стать профессиональным оперным певцом. Вскоре он оставил Гамбург, и в промежутке между 1915 и 1917 годами работал в Нюрнбергской Опере, где произвёл огромное впечатление на молодого Клеменса Крауса (тот в ту пору работал там вторым капельмейстером). Ещё более важно, что именно в этот период Шлуснус получил образование и базовые навыки, благодаря которым впоследствии и стал ведущим интернациональным солистом, которого приглашали Ковент Гарден, Венская Штаатсопер, Опера Чикаго и Байрёйтский фестиваль. Как бы то ни было, большая часть его профессиональной жизни была посвящена Берлинской Опере: почти тридцать лет он выступал на этой сцене с другими знаменитостями своего времени; именно там он заслужил признание, как ведущий вердиевский баритон своего поколения.

    Достойно удивления, как про плотном графике работы в опере Шлуснус умудрился найти время и силы для того, чтобы блестяще преуспеть на ниве камерного музицирования, с огромным успехом дав более двух тысяч (!) лидерабендов. Он не давал камерных концертов до 1918 года (Блютнерзал в Берлине); Шлуснус полагал, что должен был провести эти годы в качестве оперного певца, работая над музыкальностью и вокальной техникой, прежде чем перейти к тому, что он считал более изысканным и тонким по форме. Подобное самокритичное и добросовестное отношение также повлияло на его решение пересмотреть свою вокальную технику под руководством известного педагога, Луи Бахнера. Урождённый американец, Бахнер жил в Европе и был вокальным педагогом таких знаменитых певцов, как Зигфрид Онегин, Фрида Ляйдер, Михаэль Бонен и Карин Бранцель. Бахнер также написал трактат "Динамическое пение", опубликованный в 1944 году.

    Однако, помимо всех школ, существовал ещё и сам голос Шлуснуса. Его тембр отличался такой необыкновенной красотой и выровненностью, что один критик однажды попытался описать голос Шлуснуса на довольно поэтический лад, как "смесь серебра, железа, бархата, золота, шёлка, ночи и солнца". В отличие от многих певцов того времени, Шлуснус очень ответственно готовился к концертным турам, выучивая и отрабатывая всю программу до последнего "биса" с пианистами высочайшего класса. Среди них - Феликс Гюнтер, Михаэль Раухайзен, Отто Браун, Себастьян Пешко и другие. В то же время, Шлуснус всегда искал новый репертуар для концертных программ - таким образом, много Lieder теперь пользуется популярностью благодаря его концертам.

    Его концертные туры всегда были достаточно обширными, охватывая несколько стран Европы, Северной Америки, Канады - и, в 1949 году - Южной Африки. Принято считать, что именно во время последнего тура Шлуснус и "подхватил" инфекцию, которая, будучи в инкубационном периоде довольно долгий срок, вызвала острые коронарные проблемы и привела к смерти певца 18-го июня 1952 года.

    Он был похоронен во Франкфурте, но через несколько месяцев его вторая жена, согласно завещанию певца, эксгумировала останки, кремировала и предала земле высоко над его родным Браубахом - теперь там мемориальная площадка, откуда можно полюбоваться на красоту Рейна и величие окружающих гор.

 © Кирилл Веселаго, 2002


Послушать  

Обсудить на форуме  

В гостевую книгу

На главную страницу

Если любите оперу, то жмите тут

     
 
ЕСТЬ "НЮАНС"! РЕЦЕНЗИИ СТАТЬИ ИНТЕРВЬЮ  ПРОЗА
МУЗЫКА

Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов Каталог Интернет ресурсов Каталог Ресурсов Интернет Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100

Hosted by uCoz