Сорокалетняя певческая карьера принесла Джоан Сазерленд титул "La Stupenda". [La Stupenda, в переводе с итальянского, означает "великолепная, изумительная"]. Она всё ещё находит это не очень удобным - по крайней мере, именно так она говорила корреспонденту Guardian Мартину Кэттли. .Джоан Сазерленд спрашивает, можем ли мы записать интервью где-нибудь в районе Лейстер Сквер. Я предлагаю Ковент Гарден. В конце концов, она пела там около сорока лет, от самого начала её карьеры в качестве контрактной певицы за 10 фунтов в неделю в 1952 году, через все её "La Stupenda" сезоны до звёздного прощания в канун Нового 1990-го года. Однако по телефону она выражает некоторую нерешительность. "А служебный вход по-прежнему там же, где и был? - спрашивает она. А затем и вообще нечто невероятное: - Я не думаю, что хоть кто-нибудь там меня помнит теперь".
Но, разумеется, её помнят. "О Боже, это действительно она здесь!" - произносит леди у дверей, как только Сазерленд входит, и все, конечно, замечают её, пока мы идём закулисными закоулками и лабиринтами Королевской оперы. Многие спрашивают автограф - независимо от того, хочет она того или нет, Сазерленд - это легенда Ковент Гарден. "Да, я буду ею - когда помру!", парирует она с ухмылкой.
Все её достижения будут признаны ещё раз, когда Лорд Хэрвуд вручит Сазерленд золотую медаль Королевского Филармонического Общества на ежегодной церемонии вручения и торжественном ужине сегодня вечером. "Меня спросили, согласна ли я принять награду? Знаете, такие предложения не отвергаются, верно?" Она просматривает лист музыкантов, что были награждены этой золотой медалью в прошлом. Артуро Тосканини и Аделина Патти привлекают её внимание - так же, как и Эмма Альбани. - "У меня есть одна из её сценических корон"… Джон Барбиролли: - "Прекрасный старинный приятель". Майкл Типпет: - "Он просто сказал, что я должна петь его музыку красиво, и тогда всё встанет на свои места". Затем она говорит с гордостью: "а я - единственная из Австралии в этом списке. Даже Нелли Мельба сюда не попала… Это здорово, когда тебя помнят, - продолжает Сазерленд. - Но оперный мир изменился целиком, снизу доверху. Даже то, как теперь запускаются новые постановки; всё изменилось! Я очень рада, что закончила именно тогда, когда закончила. Иначе, возможно, мне бы пришлось не раз уходить демонстративно". Последней ролью Сазерленд в Ковент Гарден была доницеттиевская Анна Болейн в 1988 году - редко исполняемая вещь, которую Сазерленд превратила в нечто собственное - оперу, ярко выявляющие нежность и блеск, которые были отличительными признаками её пения. Однако самое последнее её выступление на этой сцене состоялось двумя годами позже, в "Летучей мыши" с Лучано Паваротти и Мэрилин Хорн. "Это был трудный вечер для меня, - вспоминает певица. - Вернуться, петь и сознавать, что это - в последний раз. Было прекрасно, что приехали Мэрилин и Лучано. И прекрасен был приём публики - если учесть, что я еле-еле пела своим старческим, трясущимся голосом. Я решила, что пришла пора остановиться, потому что я чувствовала, что техника оставляет меня; дыхание тоже стало становиться тяжёлым. Как раз где-то в это время я отправилась к доктору, и у меня обнаружились небольшие проблемы с сердцем: с тех пор я всё время сижу на таблетках. Это был полный физический износ. Вы постарели; механика износилась. Это просто, как ваш старый холодильник".
Техника пения - это нечто, действительно заботящее Сазерленд. С тех пор, как она оставила сцену, легендарное сопрано восседала в дюжинах жюри различных вокальных конкурсов, и слышала новое поколение певцов - которые, как она опасается, пренебрегают вокальной техникой - именно тем, что позволяло ей оставаться на вершине столь долгое время.
"Боюсь, что наступает какое-то разложение. Сегодня молодые певцы не развивают основы вокальной техники: они не знают, как правильно дышать, как опирать звук и проецировать, "собирать" его; они дышат отсюда - она кладёт руку на грудь - и ничего не опирают. Они поют отсюда - на сей раз она указывает на горло - но не направляют звук в пазухи и не используют верхние резонаторы. Вы видите, как они задавлены на горле - это так напрягает. Всё так напряжённо, ни чувства лёгкости, ни чувства линии [кантилены]; нет дыхания, фокусировки звука - нет восторга пения и отдачи этого восторга публике. "Я не знаю, куда подевались все учителя", - говорит Сазерленд. Она недавно говорила на эту тему с певицами её эры - такими, как Сена Юринак и Биргит Нильсон; Илеаной Котрубас - из тех, кто помоложе. "Они все дают мастер-классы потому, что они видят так много молодых певцов, просто не имеющих никакой техники. Котрубас сказала мне: "для меня было очень тяжёлой работой освоить технику. А молодёжь не хочет тяжело трудиться". Они просто хотят посмотреть ноты, выучить их - и выскакивать на сцену, чтобы их петь." Одним из учителей Сазерленд был Клайв Кэри (Clive Carey), в прошлом - ученик Жана де Решке и директор оперы в Королевском музыкальном колледже. Именно он научил Сазерленд технике взятия верхних нот, которая стала одним из надёжнейших и восхитительных средством её вокального арсенала. "Я брала "фа-диез", но не хотела делать это слишком часто. В основном я "крутилась" вокруг "ми". Это было прекрасное чувство - возможность взять эти ноты, и я не могу припомнить много случаев, когда мои высокие ноты хоть раз подводили меня. Это всё благодаря той большой работе, что я проделала для поддержки, для "опоры" этих нот. Затем я должна была много работать над качеством звука. Кэри всегда говорил, что Решке настаивал на том, что высокие ноты идут из задней верхней части головы. И когда мне удалось "поместить туда" мои верхние ноты, это стало огромным моим преимуществом." Сазерленд полагает, что если бы она начинала свою карьеру в музыкальном бизнесе сегодня, она бы никогда не проделала той работы, что сделала в своё время. "Я не думаю, что меня пригласили бы в эти оперные театры сегодня. Я была очень крупной женщиной - и, действительно, очень наивной. Но мне кажется, боги были милостивы ко мне. После войны был такой подъём, когда мы имели возможность послушать действительно выдающиеся голоса и время у них поучиться. Здесь, в Ковент Гарден, мы работали, как единая компания - в нынешнее время подобного не происходит; очень жаль. У нас был большой лист певцов - очень много сопрано, меццо, теноров, баритонов, басов - и все были настоящими, крепкими певцами. Настоящая семья - и прекрасное место для работы".
Сазерленд по-прежнему живёт, уже почти как сорок лет, в Швейцарии, чуть повыше Монтрё. Она занимается садом (хотя больные колени ограничивают её объём работ в саду); плетёт кружева и вяжет - то, чем она всегда занималась в своей гримуборной между ариями. Когда я спросил её, сколько она бы назвала записей, благодаря которым её бы помнили, чтобы ощущать себя счастливой, Сазерленд называет диск с записью "Эсклармонды" Массне. "Я очень к ней неравнодушна, особенно - к любовному дуэту: он такой эротичный. Это определённо наиболее эротическая вещь из всего, что я пела" - и затем, очень тихо, она начинает петь: прекрасные ноты, и мгновенно узнаваемый тембр. Внезапно я осознал, что в эту минуту с помощью своего диктофона завладел записью чрезвычайно редкого концерта Джоан Сазерленд в Ковент Гарден.
Guardian Unlimited © Guardian Newspapers Limited 2002
Справка Призрака Оперы:
|