www.veselago.org - всё, что нужно знать в мире музыки

 

"Я к вам пишу. Чего же боле?.."

   Есть в мире коллекционеров записи, которые рано или поздно кто-то из молодых читателей-слушателей открывает для себя заново. И, хотя и упрекают нас иногда в "снобизме", в нашем издании всегда, так сказать, "молодым - дорога".
Это и недавняя рецензия на "Кармен" с Анной Моффо, и обзор записей фирм Cetra - Warner-fonit "Нашли Верди"...
Нынешний обзор - можно сказать, дебют молодого автора - посвящен трем записям оперы Джузеппе Верди "Отелло", выполненным на студиях RCA, EMI и Deutsche Grammophon в 1978, 1985 и 1993 годах соответственно. Объединяет их то, что партию Отелло в них исполняет солист, считающийся одним из выдающихся интерпретаторов этой роли нашего времени - Пласидо Доминго. Думается, что этот обзор будет нелишним на сайте хотя бы в силу того, что своё критическое отношение к Доминго, как к "вердиевскому тенору", главный редактор уже высказал...

   


    Первая запись была сделана в 1978 году студией RCA.

обложка диска James Levine;
Placido Domingo,
Renata Scotto,
Sherrill Milnes,
Frank Little,
Paul Plishka, Jean Kraft.
National Philharmonic Orchestra.
RCA 39501 or RCA 82951

   В целом эта запись оставляет приятное впечатление,
и лично я отношусь к ней c большой симпатией.
На высоте оказались и оркестр, и хор, и исполнители главных партий.
У Джеймса Ливайна каких-либо необычайных "откровений" я не расслышала: его работу можно назвать добротной, но не слишком глубокой. Тем не менее, оркестр под его управлением звучит уверенно и, что называется, не мешает слушать музыку.
Исполнители партий Кассио и Эмилии оказывают достойную поддержку главным героям.
Дездемона Ренаты Скотто, честно говоря, ничем особым не запоминается - кроме, пожалуй, дуэта с Отелло в первом акте и того, как ее героиня произносит свои последние слова - очень нежно. Вообще, в этой записи Скотто "просто хорошо поет": хороши песня про Иву и "Ave Maria"; на мой взгляд, певице больше удалась именно молитва.
В партии Яго Шеррилл Милнз создаёт "образ злодея"; в нем нет никакого коварства, лишь неприкрытая злоба и ненависть к Отелло и всем окружающим - этакий бенгальский тигр. Яго постоянно играет с Отелло и Кассио, как кошка с мышкой. От его скрежещущего голоса мурашки бегут по коже. В вокальном плане это далеко не самый блестящий Яго - тем не менее, знаменитое "Credo" было спето хорошо и, можно сказать, с каким-то зверски-садистским наслаждением. "Сон" звучит с легкой издевкой - от этого все симпатии сразу оказываются на стороне Отелло. Но, пожалуй, больше всего Милнз запоминается в речитативах.
Отелло в интерпретации молодого Пласидо Доминго тоже молод. Голос певца свеж, полон огня и, вместе с тем, нежен. Знаменитое "Esultate!" исполнено не так восхитительно, как, скажем, у Марио дель Монако, но хорошо. И, будем помнить, что это не коронный номер Доминго, в отличие от того же дель Монако. Дуэт Отелло и Дездемоны в первом акте звучит очень трогательно. Скорее, его можно было бы назвать дуэтом Ромео и Джульетты.
Эффектным, на мой взгляд, является то обстоятельство, что голос Милнза кажется "старше" голоса Доминго. Это еще больше усиливает ощущение наивности и неопытности мавра.
Во втором дуэте с Дездемоной хорошо слышно, что с мавром происходят изменения. Только сейчас он был любящим мужем - и вот уже кричит на жену. "Ora e per sempre addio" наполнено дикой страстью и спето блестяще - как, впрочем, и "Клятва" в конце второго действия.
Начиная с третьего акта, голос Доминго обретает более мрачное и низкое звучание. Не знаю, с чем это связано, но эффект потрясающий. (Надо сказать, что в других записях происходит то же самое). Это уже другой Отелло - не тот, что был в первом акте. Новый Отелло готов на убийство. Коронными номерами певца всегда считались два монолога из третьего ("Dio! mi potevi scagliar…") и четвертого ("Niun mi tema") актов. Эта запись не стала исключением. Монолог Отелло в третьем акте пронизан какой-то щенячьей грустью. Очень хочется пожалеть героя.
А вот финальный монолог исполнен мастерски. (Честно говоря, в каком бы состоянии ни находился певец и его голос, "смерть Отелло" всегда удаётся ему выше всяких похвал!). Тем не менее, на мой взгляд, в этой записи Доминго еще, что называется, "сыроват": возможно, не хватало опыта выступлений в этой роли на сцене. Такое ощущение, что образ Отелло "находится на стадии разработки", хотя основные черты характера мавра уже четко очерчены.
В общем, это замечательная запись, которая наряду с хорошим исполнением подкупает своей проникновенной простотой и искренностью.

    Следующая запись была осуществлена в 1985 году на студии EMI.
Обложка диска Lorin Maazel;
Placido Domingo,
Katia Ricciarelli,
Justino Diaz,
Enzo di Cesare,
John Macurdy,
Petra Malakova.
La Scala Orchestra.
EMI/Angel 47450

    Запись впечатляет!!!
Блестящие оркестр и хор театра Ла Скала под управлением Лорина Маазеля вводят слушателя в мир, где музыка Верди тонко переплетается с трагедией Шекспира. Дирижер то нагнетает напряжение, то придает оркестру спокойное, размеренное звучание. Вся опера слушается на одном дыхании.
Хороши в этой записи Кассио (Энцо ди Чезаре) и Эмилия (Петра Малакова).
Дездемона в исполнении Кати Ричарелли - молоденькая, нежная и наивная девушка; это слышно в звучании ее голоса. И хотя я не могу сказать, что певица продемонстрировала блестящий вокал - она там, что называется, на месте. "Ива" спета прекрасно. Очень нежно, с какой-то обреченностью и предчувствием собственной смерти. А вот в "Ave Maria" Ричарелли, как мне кажется, не хватило именно религиозности.
Хустино Диас создает образ коварного, но обаятельного Яго. В его исполнении не чувствуется злобы. Наоборот - уважение к генералу, почтение к Дездемоне, участие к проблемам Кассио. Приятный тембр и красивый голос певца лишь усиливают это впечатление. Наверное, поэтому "Credo", в котором Яго показывает свое истинное лицо, звучит так демонически. Впечатляют паузы, которые певец держит на словах: "E poi? E poi? La Morte e il Nulla". Рассказ о "сне" Кассио исполнен столь же великолепно, как и "Credo". Яго не издевается над Отелло, он просто пересказывает ему то, что якобы "слышал" и делает это как бы нехотя. Такому Яго хочется верить. И это страшно.
Отелло Пласидо Доминго, по сравнению с предыдущей записью, что называется, "заматерел". С первого же его появления ("Esultate!" исполнено блестяще!) мы слышим, что певец находится в прекрасной вокальной форме. В голосе чувствуется мощь. Этот Отелло - настоящий воин, полководец, генерал. Человек, обладающий огромной физической силой, и, вместе с тем, не лишенный нежности (первый дуэт с Дездемоной).
Во втором акте на наших глазах Отелло меняется: из человека, верящего в честность и искренность, он превращается в разъяренного тигра, который вот-вот вырвется из клетки (второй дуэт с Дездемоной и "Ora e per sempre"). Итог этому превращению подводит "Клятва", в которой и Отелло, и Яго, и оркестр - прекрасны!
Чрезвычайно эффектен дуэт Отелло и Дездемоны в третьем акте. Честно говоря, когда мавр кричит на жену, становится как-то не по себе. Монолог Отелло наполнен истинно шекспировской страстью. Слушая это исполнение, понимаешь, что "Отелло" - это ТРАГЕДИЯ. Потрясающий эффект создает Доминго в конце акта; когда мавр падает в обморок, певец намеренно срывает голос - от этого ощущение реальности происходящего лишь усиливается.
Как всегда, изумителен финальный монолог; в нем слышна не только боль от сознания свершенной ошибки, но и любовь, которая соединит Отелло с Дездемоной - уже в другом мире.
На мой взгляд, это прекрасная работа.
Остается лишь добавить, что именно эта запись была взята в качестве музыкальной основы для фильма Франко Дзеффирелли "Отелло".

    Последней оказалась запись производства студии Deutsche Grammophon 1993 года.

Обложка дисковMyung-Whun Chung;
Placido Domingo,
Cheryl Studer,
Sergei Leiferkus,
Ramon Vargas,
Ildebrando d'Arcangelo,
Denyce Graves.
Orchestre de l'Opera-Bastille. DG 439 805

    Запись эта производит мрачное и очень сильное впечатление. Начиная с первых тактов "бури" от всего происходящего веет какой-то обреченностью. Заставляет обратить на себя внимание дирижер: у него своеобразные темпы. Я бы сказала, что они рваные. Иногда кажется, что Чунг - гениальный дирижер, а в следующий момент хочется вылить на него ушат ледяной воды, чтобы пришел в себя и вспомнил о Верди.
Оркестр и хор "Опера Бастиль" производят хорошее впечатление. В вокальном плане, на мой взгляд, это не самая сильная запись.
Исполнители партий Кассио и Эмилии, откровенно говоря, поют не на высшем уровне. В основном это относится к Кассио (Рамон Варгас).
Шерил Стьюдер поет хорошо. Так хорошо, как может, но, к сожалению, не более того. Пожалуй, ей не достает эмоциональности; её Дездемона показалась мне несколько холодной. "Ива" и "Ave Maria" спеты чисто, но весьма обыкновенно. В исполнении не слышится предчувствия скорой кончины: как будто Дездемона просто поет песенку перед сном. Зато свои последние слова она произносит действительно как умирающий человек - еле слышным голосом.
Интересен Сергей Лейферкус в партии Яго: это злодей и наглец, но не лишенный некоторого обаяния. "Credo" исполнено замечательно! Голос певца звучит зловеще. Своеобразный тембр Лейферкуса как нельзя лучше подходит к партии Яго. А когда его герой рассказывает "сон" - это сам дьявол, честное слово. Правда, всё же нельзя не отметить жуткое итальянское произношение певца.
А что же Отелло? Пласидо Доминго постарел, а вместе с ним постарел его герой. Это слышно уже в "Esultate!". (Честно говоря, исполненном плохо.) Голос певца кажется утомленным и, я бы сказала, поистершимся; нет той мощи и звонкости, которые были в предыдущих работах. Возникают проблемы с верхними нотами. Правда, временами слышится прежний Доминго - но только, увы, временами.
Итак, Отелло - пожилой человек, который в своей жизни видел слишком много бед и страданий. Из всех чувств у него остались только накопившиеся за годы войн злость и раздражительность. Это мы слышим уже в первом акте. Но что самое неприятное - из голоса Доминго пропала нежность, вместо нее появилась грубость. В первом дуэте с Дездемоной Отелло не столько говорит слова любви, сколько предупреждает, что с ним шутки плохи.
Во втором акте мы не слышим перемены, которая должна была бы произойти с Отелло вследствие интриг Яго. Мавр как будто сам ищет предлог, чтобы сорвать зло на Дездемоне. А козни Яго явились лишь прекрасным поводом к этому. Да и вообще, кто злее в этой записи - Отелло или Яго - так и осталось для меня загадкой.
Интересно сочетаются голоса Доминго и Лейферкуса. Голос Яго значительно моложе и свежее голоса Отелло. И это мне понравилось (вспомним, что шекспировскому Яго всего 28 лет, а мавр уже не молод).
Дуэты Отелло и Дездемоны во втором и третьем актах звучат устрашающе. "Красавица и Чудовище" - единственное, что приходит в голову. "Ora e per sempre" и "Клятва", на мой взгляд, не очень хорошо спеты и не производят должного впечатления.
"Dio! mi potevi scagliar…", пожалуй, самое мрачное из всех слышанных мною исполнений. Здесь нет трагедии или безумного горя. Монолог полон какой-то мрачной безысходности и производит очень сильное впечатление! А вот "Niun mi tema" исполнено восхитительно! Как у Доминго звучат паузы! Да, именно звучат! Выверены все интонации, ни одного неосмысленного звука! В этом исполнении слышны не только страдания Отелло, но и его искреннеe раскаяние.
Не могу сказать, что это прекрасная запись, но ее стоит послушать.

    Какую же работу предпочесть? У каждой из трех записей "Отелло" есть свои достоинства. Также мне показалось интересным проследить трансформацию образа Отелло, создаваемого Пласидо Доминго на протяжении 15 лет. Поэтому желательно послушать все три записи, а какой отдать предпочтение (или не отдавать его ни одной из них) - каждый должен решить сам.

    © Настя Тажетдинова, 2002

При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить автора в известность.

Обсудить на форуме


ПРЕДЫДУЩИЙ ОБЗОР ==

НАВЕРХ

НА ГЛАВНУЮ

МУЗЫКА ДИСКОТЕКА ИНТЕРВЬЮ РЕЦЕНЗИИ РАЗНОЕ... ПРОЗА

Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов Каталог Интернет ресурсов Каталог Ресурсов Интернет Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100

Hosted by uCoz