www.veselago.org - всё, что нужно знать в мире музыки


Великие певцы прошлого

 

Мария Каллас

Мария Каллас

   О Марии Каллас уже столько написано - книги, статьи, факты, небылицы... Её, как правило, либо боготворят, либо огульно отрицают всё её творчество.

   Наш сайт, не претендуя на какие-то глубины, "сенсации" или особую оригинальность, тем не менее, просто в силу своей специфики не может обходить стороной такое грандиозное явление в опере ХХ века и тот удивительный талант, которые воплощала Мария Каллас.

   Эта публикация - только начало. Страница будет развиваться; в частности, появится фотогалерея актрисы, изрядно расширится количество записей. Свои комментарии и предложения вы можете слать сюда.


МАРИЯ КАЛЛАС

   Мария Каллас. Имя - легенда; эпоха в истории оперного театра, великая трагическая актриса ХХ века…

    Вот уже двадцать пять лет её нет с нами, и более 35 лет прошло с тех пор, как она выступила на оперной сцене в последний раз - и тем не менее, интерес к ней и к её искусству не только не уменьшается, но и увеличивается с каждым годом.

    Данные заметки вовсе не претендуют на исчерпывающий анализ творчества Каллас, ещё меньше - на разбор ситуации в опере сегодня; это всего лишь личные наблюдения и размышления.

    Сама Каллас всегда разделяла себя на "Марию" и "Каллас" - на женщину и на певицу. О "Марии" написано несчётное количество статей, книг и воспоминаний, касающихся, главным образом, непростой частной жизни великой певицы. Я же попытаюсь говорить о "Каллас" - о её театре и магнетической силе воздействия её пения.

    Но для начала придётся немного отступить от темы и ответить на один вопрос: зачем мы ходим в театр? Немирович-Данченко ответил на этот вопрос гениально просто: "Я ходил каждый сезон в Большой на "Травиату", чтобы поплакать". Мы ходили в театр сопереживать. Спектакль, не затрагивающий в наших душах какие-то глубинные струны, мёртв. Театральное действо не оживить никаким эпатажем или уродством, если в нём отсутствует внутренняя психологическая правда. Само собой разумеется, ни с того, ни с всего зритель не станет сопереживать происходящему на сцене - следовательно, его нужно уметь заразить, овладеть его вниманием, не отпуская напряжения на протяжении всего вечера. В этом, по сути, и состоит главная задача тех, кто работает над спектаклем. К сожалению, в оперном театре сплошь и рядом преследуют совершенно иные задачи. Об этом печальном явлении писали К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Б. А. Покровский. Ведь "концерт в костюмах", безусловно, своего рода предательство как по отношению к композитору, так и к жанру.

    К счастью, время от времени Бог создаёт тех, кто знает, "как надо" - и Мария Каллас была одной из них. Своим искусством она бросила вызов непомерной оперной фальши, певческому самолюбованию и доказала, что оперный театр - это прежде всего театр, и при этом - самый прекрасный и волнующий из всех.. Силой своего гения она оживила то, что казалось уже безвозвратно погибшим, забытым и далёким. Недаром многие писали о возрождении традиций великих Малибран, Гризи и Пасты. В исполнении Каллас ролей Лючии, Нормы, Виолетты, Леди Макбет, Абигаиль, Медеи стало абсолютно ясно, в чём суть и "зерно" образа; для чего написаны каденции, трели, паузы, и так далее. Примечательны слова Тоти даль Монте: после "Лючии ди Ламмермур" она тепло поздравила Марию и откровенно призналась, что на протяжении двадцати лет сама пела эту партию и - как выяснилось - абсолютно не понимала, о чём там речь. Только после калласовской Лючии она открыла для себя весь смысл этой музыки.

    Вспоминается Джильда в исполнении Каллас. Не изменив ни одной ноты Верди, певица полностью перевернула существовавшее представление об этом образе. И как?!

    В соответствии с оперной привычкой-штампом, эта роль всегда исполнялась колоратурным сопрано, непременно - в голубом платье и белокуром парике. Исполнялось всё легко и бравурно поначалу, а потом очень жалобно и слезливо - словом, этакий клишированный образ чистоты и несчастной судьбы обманутой девушки.

    Вслушаемся в пение Каллас: никакой бравуры и легкомыслия в "Caro nome" - только затаённое piano, вздохи; "fin l'ultimo sospir" ("До последнего вздоха", до конца моей жизни) - это серьёзная и страстная клятва в вечной любви. Тем страшнее для неё предательство Герцога. Каким контрастом звучит её ария "Tutto la festa" в четвёртом акте! Каллас поёт обессиленным голосом, почти без вибрации; каждое слово рождается через силу, через ужас перенесённого, на "ля" она взлетает от боли и отчаяния. Вспоминая, как она это поёт, я невольно задаюсь вопросом: почему сегодня ни одна из певиц, имея такой высокий образец, не пытается хотя бы приблизиться к идеалу? Почему режиссёры стремятся лишь шокировать или эпатировать публику своей откровенной отсебятиной и не выражают стремления вызвать хоть малейшее сострадание к своим героям? Почему дирижёры, любующиеся собой и красивыми звуками оркестра, "отмахивают" певцу только "раз, два, три - пауза" и не пытаются дышать вместе с солистом, разделять чувства героя? Впрочем, всё это, естественно, вопросы больше риторические. Вернёмся к теме. Каллас говорила: "Относительно сценического жеста маэстро Туллио Серафин имел очень хорошее объяснение: "Перед тем, как что-то сделать на сцене, сначала слушай музыку. Все необходимые жесты композитор уже заложил в музыке". Это отнюдь не означает, что нужно "иллюстрировать" музыку - бегать в такт, жестикулировать на сильную долю такта или выбрасывать руку вместе с ударом барабана. Наверное, тут можно выразиться точнее: не "слушать музыку", но вслушиваться в её драматургию! Процитирую Каллас: "Обращённую к Герцогу фразу Джильды "Uscitere!" (уйдите!) из дуэта первого акта нужно спеть так, чтобы зритель почувствовал: на самом деле Джильда хочет, чтобы он остался, а не ушёл". Иными словами - линия внутреннего монолога, логика поведения персонажа должны брать верх над "иллюстрацией" музыки или слов. В результате, Герцог остаётся именно потому, что Джильда хотела этого - таким образом, и любовный дуэт сразу находит своё оправдание. Несомненно, что Каллас вначале проделывала большую актёрскую работу над ролью, из которой потом естественно выходили музыкальная и голосовая интонация и вся внутренняя логика музыкальных нюансов.

В роли Тоски в Лондоне

    Вновь обращусь к примеру: перед постановкой "Травиаты" в 1955 году Каллас, Висконти и Джулини очень много вместе работали над партитурой до начала сценических репетиций (интересно, кто из сегодняшних "великих" способен на это?). Постановка вызвала скандал, поскольку очень точно попала в больное место общества, отнюдь не изменившегося со времён Верди. Лукино Висконти поставил оперу в традициях реалистического театра; работа великой Элеоноры Дузе в "Даме с камелиями" послужила для него своеобразным эталоном лучших традиций реалистического театра. К счастью, сохранилась премьерная запись этого спектакля 1955 года, дающая достаточное представление о высоких артистических стандартах той "команды".

    Каллас просто вдохнула жизнь в вердиевскую Виолетту, чего раньше - как и в случае с Джильдой - до неё никто не делал. И вряд ли можно оценивать её пение в том спектакле по обычным, "стандартным" меркам. Сама опера "Травиата" такова, что если исполнительница не обладает сценическим темпераментом трагедийного плана, то спектакль превращается в пресловутый "концерт в костюмах". И опять-таки непонятно: почему Виолетта считается репертуаром колоратурных сопрано? Только потому, что они могут свободно спеть "E strano"? - но ведь и любой тенор в состоянии спеть Фигаро или Онегина - однако это никому в голову не приходит. Известно, что Элизабет Шварцкопф на всю жизнь отказалась от роли Виолетты после того, как увидела в "Травиате" Марию Каллас. Почему, судить трудно - но видимо впечатление было настолько огромным, что Шварцкопф, как большому художнику, просто не хотелось делать эту роль "не так, как надо"… Ведь сколько нюансов и красок найдено Каллас в этой роли; сколько метаморфоз происходит с её голосом на протяжении спектакля!.. Говорили, что Мария пела Виолетту четырьмя различными голосами. Да нет, не четырьмя - тут все сорок будут!…

    (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

    © Анна Хербст, 2002

   Мария Каллас (настоящая фамилия - Калогеропулос) родилась в Нью-Йорке - согласно различным источникам, 2, 3 или 4 декабря 1923 года в семье эмигрантов из Греции. Ещё будучи ребёнком, Мария очень развила музыкальный слух, слушая граммофонные записи и радио; последовали занятия фортепиано, а затем - и уроки пения.

    В то время семья испытывала серьёзные финансовые затруднения: отец был вынужден продать свою аптеку, которую открыл по приезде в США, и смог найти лишь неважно оплачиваемую работу в фармацетивческой фирме. Жизнь в Греции была тогда намного дешевле - и спасаясь не только от бедности, но и стремясь решить проблемы, возникшие в браке, мать Марии Калогеропулос решила вернуться в Грецию, прихватив с собой обеих дочерей. Денег, что высылал отец, хватало не только на приличную жизнь -их даже хватало на плату за уроки пения Марии в одной из афинских музыкальных академий. С огромным энтузиазмом она занималась вокалом буквально с утра до позднего вечера - и, после нескольких студенческих выступлений, ей предложили роль в "Бокаччо" Зуппе в Королевской опере - так началась профессиональная карьера.

    В 1940 году Греция оказалась вовлечена во Вторую Мировую войну - следствием этого стало прекращение поступления денег от отца из Америки. Работа Марии в опере уже позволяла хоть как-то компенсировать неудобства; порою ей приходилось выступать в концертах для оккупировавших Грецию военных частей. В 1942 году она заменила в опере заболевшую сопрано - эта Тоска принесла ей первый широкий успех. В октябре 1944 года британские войска освободили Афины - и некоторое время Мария работала переводчиком для британских вооружённых сил. Но общая ситуация в Греции, осложнённая вспыхнувшей в 1944 году гражданской войной, стремительно ухудшалась - к тому же, отношения с матерью были, мягко говоря, далеки от идеальных. Всё это способствовало решению Каллас вернуться к отцу в Нью-Йорк - что она и сделала в сентябре 1945 года. Жизнь в Нью-Йорке была просто раем по сравнению с Афинами - но в то же время необычайно сложна для вдруг возникшего новичка-вокалиста. В то время США были буквально переполнены певцами из Италии; конкурировать было весьма непросто.

    Наметившийся было однажды дебют Каллас в Чикаго не состоялся - оперная компания обанкротилась. Где-то в то же время мать Марии тоже вернулась в Нью-Йорк - со всем грузом своих семейных неурядиц и проблем. Таким образом, как только Марии предложили контракт на "Джоконду" в Вероне, она не замедлила воспользоваться прглашением - хотя деньги на поездку пришлось одалживать. В Италии она встретила своего будущего мужа, Менегини - но, помимо этого, своего наставника Туллио Серафина и острую и бесцеремонную итальянскую прессу. Её сенсационное выступление в Валькирии Вагнера и, двумя днями позже - в беллиниевских "Пуританах" вызвали огромный отклик во всём мире. В Италии с тех пор она стала звездой; посыпались предложения от звукозаписывающих компаний. Записи, в свою очередь, сделали её знаменитостью во всём мире.

    Репортёры преследовали её постоянно и бесцеремонно вторгались в её личную жизнь; развод Каллас с Менегини и её роман с Онасисом подробно освещались прессой всего мира. Отношения с Онасисом не только стали величайшей персональной трагедией для Марии, но также и разрушительными для её вокальной карьеры. Даже к заболеванию горла, которое привело к потере её голосом определённых качеств, она не отнеслась серьёзно, будучи полностью увлечена другими вещами.

    Женитьба Онасиса на Жаклин Кеннеди полностью сломила Марию. Она предприняла несколько неудачных попыток возобновить свою карьеру, но, по большому счёту, жизнь утратила для неё всякий смысл. Смерть Марии Каллас 16 сентября 1977 года положила конец трагической биографии этой гениальной артистки.

Другие материалы сайта, связанные с Марией Каллас:

Статья о Франко Корелли

Интервью с Франко Дзеффирелли

Интервью Джульетты Симионато

    При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.


Здесь можно ПОСЛУШАТЬ Марию Каллас:

"L'altra notte"
(Boito, Mefistofele)
"Vissi d'arte"
(Puccini, Tosca)
"Addio, del passato"
(Verdi, La Traviata)
"Ebben? ne andrò lontana"
(Catalani, La Wally)


Насуслить "мыло" ;-)

НАВЕРХ

НА ГЛАВНУЮ

МУЗЫКА НАШ ЛИКБЕЗ ИНТЕРВЬЮ РЕЦЕНЗИИ РАЗНОЕ... ПРОЗА

Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов Каталог Интернет ресурсов Каталог Ресурсов Интернет Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100

Hosted by uCoz